Не пропусти
Главная 16 Налоги и пособия 16 МСФО: нематериальные активы

МСФО: нематериальные активы

МСФО: нематериальные активы

Компания, занимающаяся интернет-торговлей, в связи с постоянным ростом заказов решила открыть собственный магазин. И арендовала помещение в крупном торговом центре. В течение 4 квартала 2015 года понесены затраты:

  • на разработку концепции оформления торгового помещения (логотип, цветовое оформление стен, дизайн витрин и внутреннего пространства), которую выполнили сами сотрудники компании;
  • на оказание услуг по договору с продюсерским центром по:

— разработке слогана рекламной кампании;

— созданию рекламного видеоролика, который будет размещаться на телевидении;

— организации выступления медийной персоны на открытии магазина;

  • на заработную плату директора по маркетингу.

При составлении годовой отчетности по МСФО между финансовым директором и бухгалтером возник спор, как учитывать понесенные расходы.

Учет нематериальных активов. МСФО

С точки зрения финансового директора, перечисленные выше расходы будут способствовать дальнейшему росту продаж и приносить доход как минимум в течение срока действия договора аренды помещения. Поэтому расходы отражены в бюджете как нематериальные активы, которые списываются равномерно в течение действия договора аренды.

По мнению главбуха, понесенные затраты классифицированы как рекламные и списаны единовременно. Что касается расходов на создание рекламного видеоролика, то исключительные права на него не регистрировались, поэтому расходы также были признаны рекламными и отражены в отчете о прибылях и убытках.

Нематериальный актив признается в учете, если соответствует (п. 18 МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы"):

  • определению нематериальных активов (п. 8–17 МСФО (IAS) 38);
  • критериям признания (п. 21–23 МСФО (IAS) 38).

Безусловно, компания ожидает от понесенных расходов будущие экономические выгоды, что является одним из условий признания актива, в том числе нематериального актива. Но возможность получения экономических выгод не является определяющим условием, поэтому разберем каждый вид расходов по отдельности.

Нематериальные активы. МСФО

Разработка концепции оформления торгового помещения. В данном случае расходы не соответствуют определению нематериальных активов в отношении идентифицируемости (п. 12 МСФО (IAS) 38) и наличия контроля (п. 13 МСФО (IAS) 38).

Актив признается идентифицируемым в случае, если "может быть обособлен или отделен от организации и продан, передан, лицензирован, предоставлен в аренду или обменен". Поскольку концепция оформления — неотъемлемая часть стратегии конкретной компании, она не может быть использована отдельно от этой компании. Кроме того, возможность контроля над разработанной концепцией не оформлена юридически (регистрация исключительных прав), и потенциально идеи концепции может использовать любой посетитель магазина в своих целях.

Эти расходы также не соответствуют критерию признания нематериальных активов в части надежной оценки первоначальной стоимости (п. 21 МСФО (IAS) 38). Если детальный учет рабочего времени отсутствует, то невозможно рассчитать затраты на оплату труда сотрудников, участвовавших в разработке концепции.

По мнению аудитора, в данном случае более применим пункт 49 МСФО (IAS) 38 в отношении гудвила, созданного внутри организации, который не признается активом.

Затраты на услуги продюсерского центра. По мнению аудитора, разработка рекламного слогана по сути идентична созданию организацией торговых марок, баз данных и прочих статей, которые «невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом» (п. 64 МСФО (IAS) 38). Следовательно, затраты следует классифицировать как рекламные.

В договоре с продюсерским центром процесс создания видеоролика был разделен на несколько этапов:

  1. анализ целевой аудитории магазина;
  2. выбор соответствующей медийной персоны;
  3. написание текста;
  4. создание аудиовизуального сопровождения;
  5. запись текста, произносимого выбранной медийной персоной;
  6. наложение записи текста на аудиовизуальное сопровождение;
  7. утверждение окончательной редакции видеоролика.

Для оценки того, удовлетворяет ли критериям признания самостоятельно созданный организацией нематериальный актив, организация подразделяет процесс создания актива на две стадии: стадию исследований и стадию разработки (п. 52 МСФО (IAS) 38).

Расходы, понесенные на стадии исследования, не могут быть капитализированы. В рассматриваемом случае первые два этапа относятся именно к стадии исследования, поскольку в соответствии спунктом 56 МСФО (IAS) 38 они направлены на получение новых знаний и поиск альтернативных вариантов.

Расходы на стадии разработки капитализируют при одновременном выполнении условий самостоятельного создания нематериальных активов (п. 57 МСФО (IAS) 38):

  • техническая осуществимость;
  • намерение организации использовать или продать объект;
  • способность организации использовать или продать объект;
  • наличие предполагаемого способа извлечения будущих экономических выгод;
  • наличие достаточных ресурсов для завершения разработки;
  • способность организации надежно оценить затраты.

По мнению аудитора, на стадиях 3-5 не выполняются условия о намерении и способности организации использовать объект, а также соответствии первоначальному способу извлечения экономических выгод. Поскольку по отдельности текст и аудиовизуальное сопровождение ролика не могут быть использованы в экономической деятельности, то расходы по этапам 3-5 считаются расходами на исследования и списываются (п. 53 МСФО (IAS) 38).

Капитализировать в качестве нематериальных активов надо только расходы на последних двух стадиях (наложение записи текста на аудиовизуальное сопровождение и утверждение окончательной редакции видеоролика).

Не стоит забывать, что пункт 90 МСФО (IAS) 38 требует от организации установления срока полезного использования нематериальных активов, который в данном случае будет ограничен длительностью рекламной кампании на телевидении, во время которой будет демонстрироваться видеоролик.

Расходы на организацию выступления медийной персоны не капитализируются, поскольку не соответствуют определению нематериальных активов в отношении идентифицируемости (п. 12 МСФО (IAS) 38) и наличия контроля (п. 13 МСФО (IAS) 38).

Заработная плата директора по маркетингу. Запрещено включать в стоимость внутренне созданных нематериальных активов административные и прочие общие накладные затраты, кроме тех, которые могут быть отнесены непосредственно на подготовку актива к использованию (п. 67 МСФО (IAS) 38).

Так как невозможно идентифицировать расходы на оплату труда директора по маркетингу по созданию рекламного видеоролика (на стадии разработки), они не включаются в стоимость нематериальных активов.

На вопрос ответила Наталья Беляева, АССА, менеджер департамента аудита ООО «Мазар Аудит»

О admin

x

Check Also

С 1 октября счета-фактуры для импорта надо заполнять по-другому

С 1 октября счета-фактуры для импорта надо заполнять по-другому Номер таможенной декларации и ее регистрационный номер — названия строк схожи, но это разные реквизиты. Регистрационный номер — это часть номера ...

Налоговики оштрафуют за непредставление пояснений по декларации

Налоговики оштрафуют за непредставление пояснений по декларации С 1 января 2018 года налогоплательщики несут штрафную ответственность за непредставление пояснений по декларации. Компании обязаны давать электронные пояснения на требования, которые налоговики ...

Взносы ИП за себя больше не привязаны к МРОТ

Взносы ИП за себя больше не привязаны к МРОТ С 2018 года взносы ИП за себя не надо рассчитывать из МРОТ, суммы платежей установлены в фиксированном размере. Изменения внесены Федеральным ...

С подарков работникам надо начислить НДС

С подарков работникам надо начислить НДС Минфин признал, что организация обязана заплатить НДС со стоимости подарков, безвозмездно передаваемых работникам. В письме от 18.08.2017 № 03-07-11/53088 Минфин указал, что передача подарков ...

Москвичи теперь могут платить налоги через терминалы Сбербанка

Москвичи теперь могут платить налоги через терминалы Сбербанка Жители столицы получили возможность быстро, без очередей, заплатить налоги через терминалы в отделениях Сбербанка Москвы. Мы проверили, как эта система работает на ...

Еще можно использовать старые форматы для документов по НДС

Еще можно использовать старые форматы для документов по НДС Можно использовать старые форматы документов по НДС, пока не внесены изменения в правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. ...

6-НДФЛ за полугодие 2018 года: примеры заполнения

6-НДФЛ за полугодие 2018 года: примеры заполнения При заполнении 6-НДФЛ за полугодие обратите внимание на следующие разъяснения Налоговой службы. В строке 070 6-НДФЛ надо отразить только НДФЛ, удержанный на отчетную ...

Новая форма декларации по НДС в 2018 году: бланк, изменения

Новая форма декларации по НДС в 2018 году С 12 марта 2018 года вступил в силу приказ ФНС от 20.12.2016 № ММВ-7-3/[email protected], которым утверждена новая форма декларации по НДС и ...

Передача продукции для рекламы облагается НДС

Передача продукции для рекламы облагается НДС При безвозмездной передаче товаров в рекламных целях (дегустация образцов, дарение пробников) нужно будет заплатить НДС. Минфин в письме от 20.07.2017 № 03-07-11/46167 признал, что ...

До 20 октября надо сдать журнал учета счетов-фактур за 3 квартал 2018 года

До 20 октября надо сдать журнал учета счетов-фактур за 3 квартал 2018 года Сдать журнал учета счетов-фактур обязаны организации и ИП на спецрежимах и и освобожденные от НДС, если не ...

При занижении НДС надо подать уточненную декларацию

При занижении НДС надо подать уточненную декларацию Компания должна подать уточненные декларации, а также заплатить налог и пени, если после получения предоплаты от покупателя был выставлен счет-фактура, а НДС не ...

Налоги ИП на УСН в 2018 году

Налоги ИП на УСН в 2018 году Налоги ИП на УСН в 2018 году без работников: основной налог Упрощенная система позволяет ИП не платить НДФЛ с предпринимательских доходов, НДС с ...

Три случая, когда безопаснее уточнить 6-НДФЛ

Три случая, когда безопаснее уточнить 6-НДФЛ Срок перечисления налога в 6-НДФЛ Инспекторы проверяют сроки перечисления НДФЛ. В строке 120 6-НДФЛ указывается дата уплаты по кодексу. Если к этому дню налог ...

Новые контрольные соотношения для формы 6-НДФЛ

Новые контрольные соотношения для формы 6-НДФЛ Перед сдачей формы 6-НДФЛ в инспекцию стоит проверить, нет ли ошибок в расчете. Для проверки следует использовать контрольные соотношения 6-НДФЛ, которые ФНС утвердила письмом ...

Как отменить начисление пеней за неуплату НДФЛ

Как отменить начисление пеней за неуплату НДФЛ После выездной проверки налоговики не вправе начислять пени за несвоевременную уплату удержанного НДФЛ. Компании доказывают это в суде. Рассмотрим аргументы, которые помогут отменить ...

6-НДФЛ нарастающим итогом

6-НДФЛ нарастающим итогом 6-НДФЛ за 3 квартал (9 месяецев) нарастающим итогом заполняется на основании данных, которые содержатся в регистрах налогового учета (п. 1 ст. 230 НК РФ, п. 1.1 Порядка ...

Рейтинг@Mail.ru