МСФО: нематериальные активы
Компания, занимающаяся интернет-торговлей, в связи с постоянным ростом заказов решила открыть собственный магазин. И арендовала помещение в крупном торговом центре. В течение 4 квартала 2015 года понесены затраты:
- на разработку концепции оформления торгового помещения (логотип, цветовое оформление стен, дизайн витрин и внутреннего пространства), которую выполнили сами сотрудники компании;
- на оказание услуг по договору с продюсерским центром по:
— разработке слогана рекламной кампании;
— созданию рекламного видеоролика, который будет размещаться на телевидении;
— организации выступления медийной персоны на открытии магазина;
- на заработную плату директора по маркетингу.
При составлении годовой отчетности по МСФО между финансовым директором и бухгалтером возник спор, как учитывать понесенные расходы.
Учет нематериальных активов. МСФО
С точки зрения финансового директора, перечисленные выше расходы будут способствовать дальнейшему росту продаж и приносить доход как минимум в течение срока действия договора аренды помещения. Поэтому расходы отражены в бюджете как нематериальные активы, которые списываются равномерно в течение действия договора аренды.
По мнению главбуха, понесенные затраты классифицированы как рекламные и списаны единовременно. Что касается расходов на создание рекламного видеоролика, то исключительные права на него не регистрировались, поэтому расходы также были признаны рекламными и отражены в отчете о прибылях и убытках.
Нематериальный актив признается в учете, если соответствует (п. 18 МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы"):
- определению нематериальных активов (п. 8–17 МСФО (IAS) 38);
- критериям признания (п. 21–23 МСФО (IAS) 38).
Безусловно, компания ожидает от понесенных расходов будущие экономические выгоды, что является одним из условий признания актива, в том числе нематериального актива. Но возможность получения экономических выгод не является определяющим условием, поэтому разберем каждый вид расходов по отдельности.
Нематериальные активы. МСФО
Разработка концепции оформления торгового помещения. В данном случае расходы не соответствуют определению нематериальных активов в отношении идентифицируемости (п. 12 МСФО (IAS) 38) и наличия контроля (п. 13 МСФО (IAS) 38).
Актив признается идентифицируемым в случае, если "может быть обособлен или отделен от организации и продан, передан, лицензирован, предоставлен в аренду или обменен". Поскольку концепция оформления — неотъемлемая часть стратегии конкретной компании, она не может быть использована отдельно от этой компании. Кроме того, возможность контроля над разработанной концепцией не оформлена юридически (регистрация исключительных прав), и потенциально идеи концепции может использовать любой посетитель магазина в своих целях.
Эти расходы также не соответствуют критерию признания нематериальных активов в части надежной оценки первоначальной стоимости (п. 21 МСФО (IAS) 38). Если детальный учет рабочего времени отсутствует, то невозможно рассчитать затраты на оплату труда сотрудников, участвовавших в разработке концепции.
По мнению аудитора, в данном случае более применим пункт 49 МСФО (IAS) 38 в отношении гудвила, созданного внутри организации, который не признается активом.
Затраты на услуги продюсерского центра. По мнению аудитора, разработка рекламного слогана по сути идентична созданию организацией торговых марок, баз данных и прочих статей, которые «невозможно отличить от затрат на развитие бизнеса в целом» (п. 64 МСФО (IAS) 38). Следовательно, затраты следует классифицировать как рекламные.
В договоре с продюсерским центром процесс создания видеоролика был разделен на несколько этапов:
- анализ целевой аудитории магазина;
- выбор соответствующей медийной персоны;
- написание текста;
- создание аудиовизуального сопровождения;
- запись текста, произносимого выбранной медийной персоной;
- наложение записи текста на аудиовизуальное сопровождение;
- утверждение окончательной редакции видеоролика.
Для оценки того, удовлетворяет ли критериям признания самостоятельно созданный организацией нематериальный актив, организация подразделяет процесс создания актива на две стадии: стадию исследований и стадию разработки (п. 52 МСФО (IAS) 38).
Расходы, понесенные на стадии исследования, не могут быть капитализированы. В рассматриваемом случае первые два этапа относятся именно к стадии исследования, поскольку в соответствии спунктом 56 МСФО (IAS) 38 они направлены на получение новых знаний и поиск альтернативных вариантов.
Расходы на стадии разработки капитализируют при одновременном выполнении условий самостоятельного создания нематериальных активов (п. 57 МСФО (IAS) 38):
- техническая осуществимость;
- намерение организации использовать или продать объект;
- способность организации использовать или продать объект;
- наличие предполагаемого способа извлечения будущих экономических выгод;
- наличие достаточных ресурсов для завершения разработки;
- способность организации надежно оценить затраты.
По мнению аудитора, на стадиях 3-5 не выполняются условия о намерении и способности организации использовать объект, а также соответствии первоначальному способу извлечения экономических выгод. Поскольку по отдельности текст и аудиовизуальное сопровождение ролика не могут быть использованы в экономической деятельности, то расходы по этапам 3-5 считаются расходами на исследования и списываются (п. 53 МСФО (IAS) 38).
Капитализировать в качестве нематериальных активов надо только расходы на последних двух стадиях (наложение записи текста на аудиовизуальное сопровождение и утверждение окончательной редакции видеоролика).
Не стоит забывать, что пункт 90 МСФО (IAS) 38 требует от организации установления срока полезного использования нематериальных активов, который в данном случае будет ограничен длительностью рекламной кампании на телевидении, во время которой будет демонстрироваться видеоролик.
Расходы на организацию выступления медийной персоны не капитализируются, поскольку не соответствуют определению нематериальных активов в отношении идентифицируемости (п. 12 МСФО (IAS) 38) и наличия контроля (п. 13 МСФО (IAS) 38).
Заработная плата директора по маркетингу. Запрещено включать в стоимость внутренне созданных нематериальных активов административные и прочие общие накладные затраты, кроме тех, которые могут быть отнесены непосредственно на подготовку актива к использованию (п. 67 МСФО (IAS) 38).
Так как невозможно идентифицировать расходы на оплату труда директора по маркетингу по созданию рекламного видеоролика (на стадии разработки), они не включаются в стоимость нематериальных активов.
На вопрос ответила Наталья Беляева, АССА, менеджер департамента аудита ООО «Мазар Аудит»