Ребёнка не берут в школу: что делать?

Каждый дошкольник перед приёмом в первый класс должен сдать своеобразный «экзамен» на психосоциальную зрелость и способность к адаптации и обучению. Прохождение такой диагностики порой требует годовой подготовки. Вопросы, которые задаются детям, могут быть разнообразными: на логику, на внимательность, на восприятие окружающей среды и многое другое. Тестирование должно проводиться лишь с целью выявления интеллектуального уровня ребенка, а не являться методом отсеивания. Подчас в школах диагностические тесты составляются таким изощренным способом, что вгоняют ребенка в замешательство. То есть те логические вопросы, которые мы считаем каверзными и задаем друг другу в качестве проверки логического мышления, могут быть с легкостью заданы ребенку, который может понимать многое, но не знает, как оформить свою мысль.
Родители, стремясь с гордостью пройти такое тестирование, расспрашивают детей, прошедших такие экзамены в прошлых годах, собираются в группы и форумы, обсуждая возможные вопросы, нанимают специальных тренеров, знакомых с условиями таких экзаменов, зачастую из числа преподавателей школы, в которую определяется ребёнок, чтобы не столкнуться с тем, что его/её ребёнка не возьмутв школу из-за результатов тестирования. Тем не менее каждый родитель должен понимать и знать свои права в отношении своего ребёнка, если дело касается приёма в первый класс.
Для того чтобы пройти подобное тестирование, ребёнка следует постепенно развивать в разностороннем порядке, в виде игры, на фоне каждодневных занятий, равноценно развивая и логическое мышление, и социальную адаптивность, и способность к формулированию своей мысли, но не «натаскивая» на определенные вопросы, которые могут быть заданы в другой форме, чем ребенок их заучит.
Какие наши права, или что делать, если отказали в приёме в школу?
Родители должны понимать, что все общеобразовательные учреждения обязаны принимать детей в школу вне зависимости от готовности к ней, только при достижении шести с половиной лет. Отказ в приёме в первый класс может быть обоснован только отсутствием мест в классах, территориальным ограничением либо неподходящим возрастом. Результаты подобных тестов имеют только рекомендательный характер, не влияя на распределение детей по классам и выбор учителя. Педагогический состав просто должен ознакомиться со средним уровнем подготовленности детей, которые будут обучаться в школе. Результат тестирования, каким бы он ни был, не может стать причиной отказа на основе конкурсного отбора.
Такое положение обусловлено законом «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014): в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Вооружившись данным законом, родитель может настоять на приёме ребенка в школу при следующих условиях:
- Ребёнок является гражданином Российской Федерации.
- Ему исполнилось шесть с половиной лет на дату приема в первый класс.
- Он проживает в местности, территориально относящейся к школе в отношении учебы.

Администрация школы обеспечивает места в классах для детей, проживающих поблизости, и детей, занимавшихся в подготовительной группе при этой школе. Средний состав первого класса составляет двадцать пять человек, но при отсутствии мест и при наличии большого числа детей руководство школы вынуждено открывать новые классы согласно Постановлению правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 года.
Школа не вправе отказать в приёме при следующих условиях:
- Вы подали заявление о приёме в первый класс на указанную дату.
- Школа подходит вам по территориальному обозначению.
- Ваш ребёнок достиг возраста шести лет и шести месяцев.
В случае, если вашего ребенка не хотят брать в школу без объяснения каких-либо причин, помимо результатов тестирования, не оправдавших якобы надежды преподавательского состава, вы имеете полное право потребовать у директора школы официально составленный документ с исходящим номером за подписью директора и печатью школы о том, что вашему ребенку отказывают в приёме. Такой документ выдается на руки родителям в редких случаях, так как, выдавая подобный отказ, с юридической стороны вопроса директор нарушает конституционные права ребенка на образование. В этом случае, если вас не испугают последствия в виде негативного отношения к ребёнку, которое на практике имеет место, то вашего ребенка зачисляют в школу, подобранную вами, либо обоснуют свой отказ в устном виде, вынудив вас подыскать другую школу. В случае, если ни одно условие, выставленное администрацией школы, вас не устроит, вы можете потребовать устав школы, чтобы найти в нём положения о приёме дошкольников в первый класс.
Такие действия считаются нерациональными и неоправданными в случае, если вы отдаёте ребёнка в специализированную школу. К примеру, в языковую школу, танцевальную, спортивную или другую школу с явной узкоспециализированной направленностью. В этом случае дети попадают в такие школы по отбору на основании имеющихся у них природных данных.
Влияют ли сроки подачи заявления на приём в школу?
Сроки имеют большое значение, в особенности для тех, кто не имеет возможности учиться в выбранной школе по указанным выше причинам, а именно: при отсутствии регистрации в районе, прикреплённом к школе. Администрация школы устанавливает правила приёма детей в первый класс согласно установленным положениям: в нынешнем году родители могут подавать заявление о приёме в первый класс в промежутке между 1 февраля и 30 июня. До 1 июля администрация школы вывешивает информационный список о состоянии набора в классы и количестве свободных мест. В первом случае набор осуществляется в отношении детей, проживающих на прикрепленной территории. Свободные места, оставшиеся после обработки всех заявлений, распределяются между детьми, чьи родители, проживающие в других районах, подали заявления до 1 июля о приёме в первый класс. Такие дети будут зачисляться в классы до 5 сентября. Кстати, сегодня электронный формат заявления о приеме в школу удовлетворяет поставленным требованиям.
Как защитить своего ребёнка от неправомерного обращения при тестировании?
Как советуют психологи, родители должны обязательно принимать активное, а не пассивное участие в процессе тестирования. Для прохождения теста выделяется определенное время на ребёнка, а учитывая различный темперамент, способность собраться с мыслями, способность к свободному проявлению характера, иногда выделенного времени может не хватить и ребенок причисляется к категории «непригодных». Это тяжелый удар по самооценке для чувствительных и склонных к анализу детей. Такая оценка умственным способностям ребёнка может вылиться не только в отторжение желания учиться, но и к проявлению негативного отношения к окружающим: раз я такой глупый и неадекватный, зачем мне стараться выглядеть лучше? Если родители заметят, что во время тестирования на ребёнка оказывается давление, эмоциональное или психическое, стоит сразу вмешаться и отстоять права ребёнка. Детей принимают в школу не на конкурсной основе, повторим ещё раз для усвоения. Это правовое обязательство каждой школы, а право на обучение имеет каждый ребенок.
Проверка психосоциального поведения ребенка, его способности самоутверждаться, способности выдержать учебную нагрузку выявляются во время тестирования лишь с ознакомительной целью, а не для постановки «диагноза» о пригодности или непригодности малышей. Получив список дошкольников, имеющих различные уровни грамотности и развития, педагоги и методисты попробуют составить школьную программу для первого класса с тем, чтобы максимально учесть особенности каждого ребёнка. По заключениям экспертов, дошкольник должен проходить тестирование в соответствии со своими возрастными нормативами. К примеру, все дети одного возраста должны уметь делать логические выводы в отношении своего происхождения, дифференциации существ на живых и неживых, людей и животных, понимать речь и уметь отвечать на четко поставленный вопрос. Тем не менее подобное тестирование не должно стать опорной точкой для разделения группы дошкольников на слабых и сильных.
В советское время такого тестирования не проводилось, так как школа была нацелена на обучение с нуля. В наше время от дошкольника требуют умений, которые в прошлом столетии требовались от второклассника. В соответствии с законодательством школа обязана, как образовательное учреждение, научить ребёнка и читать, и писать, и считать. Сейчас ребенок, придя в первый класс, должен знать многое и уметь писать не только печатными буквами, но и прописными, что уже нонсенс.
Как оценить способности своего ребёнка?
Для каждого родителя важно оценить способности своего ребенка: сможет ли он выдержать нагрузку без игр и сна в течение нескольких часов, умеет ли он общаться в коллективе, отвечать на вопросы учителя осознанно и по теме. Если вы считаете, что ваш ребёнок немного не справляется, наверняка лучше дать ему время повзрослеть на год и попытаться поступать в первый класс уже с желанием учиться и получать знания. Именно желание ребёнка учиться показывает его готовность к обучению.
В школах вернут медали и льготы медалистам при поступлении

Министерство образования и науки России собирается вернуть медали школьникам. Получить медаль можно будет за: хорошую учебу, успехи в спортивной, экспериментальной и инновационной деятельности. Также есть предложение дать медалистам льготы при поступлении в высшее учебное заведение.
Авторами законопроекта предложено производить приоритетный прием в ВУЗ медалистов, наравне с льготниками. Но в этом случае они должны иметь аттестат об окончании школы с отличием. Дополнительно медалистам необходимо с успехом сдать вступительные испытания ВУЗа.
Ранее, медалистами были потеряны все льготы, с тех пор, как был введен обязательный ЕГЭ. А закон «Об образовании», вступивший в силу в 2012 году совсем не предусматривает для отличников подобные поощрения. Не все регионы согласились с таким положением дел. Местными властями Москвы, Белгородской, Архангельской и некоторых других областей были приняты собственные законы о введении золотых медалей на своей территории. По сообщению газеты «Коммерсантъ», подобный законопроект был внесен в Госдуму депутатами, возглавляемыми председателем комитета по образованию Вячеславом Никоновым. Им было заявлено о его поддержке позиции минобрнауки.
Но имеется одно исключение: ведомством предложено, чтобы в каждым регионе была установлена своя медаль. Депутаты же настаивают на единой медали для всей страны в целом. Никоновым было выражена уверенность в том, что получение отличия федерального уровня будет более полезным. Также, депутаты не являются сторонниками отдельных льгот медалистам. Это объясняется тем, что медаль должна быть подкреплена ученическим портфолио. Его введение планируется в будущем году. Портфолио позволит выпускнику получить еще несколько дополнительных баллов к ЕГЭ.
Гражданка жалуется: требуют деньги в школе :: комментарий главы департамента образования администрации Ноябрьска

Горожанка сетует на сборы денег в школе. Именно об этом она написала в своем письме. Вот выдержка из обращения:
«Первое родительское собрание. Сбор по тысяче рублей на день рождения учителя. Это какой должен быть подарок?! В наше время, чтобы отправить ребенка в школу, требуется приличная сумма, и не все могут потратиться на прихоти школьных руководителей. Прошу мое письмо опубликовать, так как знаю, что это повсеместно практикуется».
Сборы денег в школе или детском саду на ремонт, охрану и т.д. платить или нет?

Глубоко укоренившееся в традициях и людском сознании положение вещей, когда в школьных учреждениях с родителей, на постоянной основе, собирают деньги на всё более и более затратные нужды образовательных структур, стало настолько обычным, что давно уже никого не удивляет. Сборы денег в школе распространяются, кажется, на всё – от учебников и ремонта, до занавесок и обеспечения охраны. Однако, так ли уж обязательна эта финансовая повинность и вообще, обязаны ли родители участвовать в сборе денег для школьных нужд. Иными словами, обязаны ли родители добровольно нести это затратное бремя и уж коль вкладывают свои кровные – могут ли они проконтролировать целевое использование своих денег?