Рождественский праздник – один из самых главных у православных христиан. Это день, когда Божья Матерь родила Сына.
В народе ходят слухи, что перед Рождеством спускаются на грешную землю невидимые высшие силы, которые услышат самые заветные человеческие пожелания, и осуществят их.
День перед Рождеством называется Сочельник. Именуется он так от слова ;сочиво. Это своеобразное кушанье, которое очень просто готовится — зёрна пшеницы или ячменя развариваются, к ним добавляются сухофрукты и мёд.
Полагалось в этот вечер только сочевничать и ничего другого не есть. Кушать этим вечером не садились до первой Вифлеемской звезды, под которой и произошло Рождество Сына Божьего.
С утра пораньше в домах намывали потолки, полы и стены, делали генеральную уборку жилища. Потом сами шли помыться и попариться в русской баньке.
К вечеру молодые девушки и парни наряжались в вывернутые наизнанку тулупы, разрисовывали лица, ходили по улице большими компаниями и пели обрядовые песни, называемые колядками. На санках возили Коляду – это была кукла или девушка, которой поверх тулупа надевали белую длинную рубаху.
Возили эти сани и ходили гурьбой по домам, поздравляли всех с Рождеством, хвалили хозяев, желали им благополучия и достатка, мира и добра. Хозяева же щедро и хлебосольно принимали певцов-колядников, угощали их; не принять и не угостить колядующих считалось плохим знаком. Колядники носили с собою добротные мешки, чтобы собирать в них угощения.
В конце колядования все потешились, катались со снежных горок, устраивали пир.
На Руси всегда в этот праздник устраивали театрализованные постановки, которые рассказывали о Рождестве Христовом. Запрещено было куклам и артистам показывать Матерь Божью и младенца.
Персонаж Богородицы всегда заменяли иконою с её ликом, а для родившегося малыша была только люлька и имитация младенческого плача за сценой. Артистам можно было играть волхвов, поклоняющихся рождённому Сыну Божиему и зажигавшим Вифлеемскую звезду, иногда они изображались куклами.
Люди смотрели спектакль и воочию представляли себе появление на свет заступника, помощника, учителя, проповедника милосердия и добра – Иисуса Христа.
Вечером накануне Рождества девушки проводили гадания; им интересно было узнать, что ожидает их в наступившем новом году, какие события произойдут.
Для этого растапливали воск и выливали его в воду. По его контурам старались рассмотреть силуэты того, что попадётся им на жизненном пути:
- Домик означал жизнь в достатке.
- Круглые монетки символизировали богатство.
- Фрукты или овощи – к крепкому здоровью.
Подобные гадания проводили также с бумагой, которую жгли. Бумагу мяли, клали на плоское блюдо и поджигали.
Немного подсвечивали сзади, чтобы на стене появилось чёткое изображение и рассматривали его, стараясь угадать своё будущее.
Очень популярным было выбрасывание башмака. Сапожок кидали через ворота за двор, а человек, подбиравший его с улицы, либо суженый-ряженый, либо носитель имени будущего жениха.
Или ещё вот такое гадание проводили девчата. Вечером накрывали на стол, поставив лишние тарелку с ложкой для того, на кого загадали.
Располагали перед столом зеркало так, чтобы в нём отображались и сам стол, и сидящий за ним. Поджигали свечки и вглядывались в зеркало, где ожидали появление картин будущей жизни или образа суженого.
А ночью православные верующие шли в церковь на праздничное рождественское богослужение. Вернувшись домой, в красном углу под иконами раскладывали рожь и сено, ставили кутью – зерновую кашу, сваренную на молоке.
И затем уже накрывался щедрый стол с изобилием блюд – здесь были и запеченные поросята, гусята, утята; русские щи и студень; узвар с блинами, пирогами и медовыми пряниками. Христиане разговлялись, ведь перед этим был долгий рождественский пост.
И как традиция, в обязательном порядке на столах в этот праздник стояли фигурки зверюшек, слепленные из теста.
Ранним рождественским утром, до наступления рассвета, обсевали дома. Пастухи набирали полные мешочки овса, приходили в избы и раскидывал зерно по всем сторонам со словами :
;Для живущих, для плодящих, на здоровье.
Двери в такой праздник оставляли не запертыми, чтобы каждый мог зайти и поздравить с появлением на свет Сына Божьего.
В этот праздник никогда ничего не делали по хозяйству:
- Шить было нельзя, чтобы в семье никто не ослеп.
- Нельзя было плести лапти, чтобы в семье никто не был кривым.
- Нельзя было ходить на охоту, чтобы с охотником не случилась беда.
- Также старались крестьяне на Руси, чтобы в этот день к ним в дом первым зашёл мужчина. Если вдруг чужая женщина зайдёт, то весь год в этом доме женская половина семейства хворать будет.
В полдень вся семья шла посмотреть на игру солнышка. Солнце играет, значит нечисть от него по углам да щелям спряталась.
А ежели тёмные силы всё-таки в избу пробрались, то с ними быстро и легко можно управиться – обдать кипятком все углы и крапивным веником вымести из дома.
Конечно же с этим днём связано множество обрядов, ритуалов, заговоров на все потребы жизненные.
Вечером рождественским самый старший в семье брал большую луковицу и разрезал её пополам, вынимал двенадцать чашечек и расставлял их в ряд на подоконнике поближе к раме. Двенадцать луковых чашечек означали двенадцать месяцев в году, слева направо давали им поочерёдно название с января до декабря.
В каждую из них до половины насыпали соль и оставляли на ночь. А утром всей семьёй бежали смотреть на результат.
В какой из чашечек соль полностью растаяла, тот месяц будет с дождями, а где соль совсем не растворилась – ждать засухи в этом месяце.
С древних времён считается, что если провести такой ритуал в рождественскую ночь, то человек сможет получить защиту от девяти самых опасных бед и невзгод, которые могут встретиться ему в жизни. Действует такая защита от нынешнего Рождества до будущего.
Повторять можно этот обряд каждый год.
В ночь рождественскую, когда стемнеет, необходимо стать на пороге у входа в дом, повернуться лицом ко входу. Ноги должны быть босые, а на теле нательный крестик обязателен. Тихо прочитать следующий заговор:
;Господи, отведи от меня девять стрел. Господи, дай защиту мне от суда и ножа, от огня и вора, от воды и петли, от наговоров, от лихого посягателя на мой кров и моё тело, убереги меня от порчи.
Аминь.
Три раза перекреститься и с чистою душою идти ложиться спать.
Если в доме кто-нибудь проводил обряд вызывания духов умерших родственников, общался с ними, то такое жилище обязательно необходимо очистить от чужой энергии. Заговор также защитит от нехороших людей и от проникновения в дом посторонней нечистой силы.
Для выполнения этого обряда нужно в канун Рождества зайти в самую большую комнату своего дома и сказать следующие слова :
;В доме углы, да в каждом углу икона. Брёвна окладные, двери на замке, ворота на запоре. С забором Господним и хозяином домовым.
Чур от лихого, чужого, злого домового. Аминь.
При этом, подойти к каждому углу своего дома, перекрестить и покропить святой водицей.